Директор info,
20 февраля 2003 г.
На защите интересов страхователя... 1011 просмотров
Социально-экономическая роль страхования и его стратегическое значение определяют необходимость жесткого и одновременно динамичного регулирования страховой отрасли со стороны государства. О целях и задачах Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ, его функциях, приоритетах в работе, а также тенденциях в развитии страхового рынка мы беседуем с его руководителем, кандидатом юридических наук Константином Ивановичем Пыловым.
— «Директор-инфо»: Константин Иванович, какова роль Департамента страхового надзора во взаимоотношениях страхователя и страховщика?
— Константин Пылов: Основная задача Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ — защита прав и интересов страхователей, страховщиков и государства. Обратите внимание, страхователь находится на первом месте. Но чтобы обеспечить уверенность страхователя в надежности страховщика, Департамент выполняет ряд специфических функций, в частности, обеспечивает лицензирование деятельности страховых организаций, методологическое руководство бухгалтерским, статистическим учетом и отчетностью страховщиков.
— «Д»: Получается, что работая со страховщиками, вы постоянно думаете о страхователях?
— К.П.: Да, именно так. Для чего мы разрабатываем условия и порядок лицензирования, нормативные документы по вопросам страхования, ведем Единый реестр страховщиков, контролируем обоснованность страховых тарифов, обрабатываем и анализируем информацию о страховом рынке и многое другое? Для того чтобы выработать определенные стандарты для участников страхового рынка. Хочешь быть страховщиком, отвечай установленным требованиям и занимайся страхованием! Только при наличии такого входного барьера страхователь может быть уверен в страховщике.
— «Д»: Много ли страховых организаций зарегистрировано в России? Хватает ли у Департамента сил и средств для полного охвата страхового рынка?
— К.П.: На 15 января 2003 г. в едином Государственном реестре состояло 1408 страховых компаний, из которых 37 являются перестраховщиками. Что интересно, по организационно-страховой форме в равных долях представлены акционерные общества (682 АО) и общества с ограниченной ответственностью (689 ООО). Совокупный уставный капитал всех зарегистрированных страховщиков превысил 43 млрд руб., причем 23 страховые организации имеют уставный капитал свыше 500 млн руб.
Кроме непосредственно Департамента страхового надзора, за страховым рынком следят 11 территориальных инспекций страхового надзора Минфина РФ. Ответственность перед страхователями заставляет даже в условиях дефицита материальных и трудовых ресурсов справляться с любой ситуацией.
— «Д»: Информация о страховых компаниях появляется достаточно часто, а о той организации, куда можно пожаловаться на страховщиков, ничего не слышно. Страхователи о вас знают?
— К.П.: Каждый год в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ поступает около 6 тыс. обращений от юридических и физических лиц. Пишут из Государственной Думы, Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации ФС РФ, из налоговых и правоохранительных органов, КРУ, судов, фондов ОМС и др. Более 50% обращений связано с вопросами исполнения договорных обязательств. Только от граждан в 2002 г. поступило порядка 500 заявлений и жалоб.
— «Д»: Можете более подробно рассказать, какие вопросы волнуют страхователей?
— К.П.: Мы внимательнейшим образом проанализировали все обращения, поступающие в Департамент. Большинство из них связано с:
• заключением договоров страхования на условиях, не оговоренных при выдаче лицензии; • использованием необоснованных страховых тарифов; • ненахождением страховщика по юридическому адресу; • отказом страховщика в приеме заявления страхователя; • запросом у страхователя документов, не предусмотренных условиями правил страхования и договором; • неисполнением либо ненадлежащим исполнением страховщиками обязательств по заключенным договорам страхования, т.е. с волокитой по страховой выплате; • отказом от участия в совместном урегулировании убытков; • недобросовестной рекламой; • нарушением антимонопольного законодательства.
— «Д»: Как гражданину-владельцу страхового полиса в случае необходимости правильно обратиться в Департамент?
— К.П.: В офисах страховых компаний по работе с клиентами должна быть вывешена на видном месте информация о надзорном органе. Мы принимаем обращения в письменной форме, а более подробную информацию об адресе и правилах подачи заявления вам предоставят по тел.: 748-45-10. Также сведения о страховщиках можно получить в Государственном реестре, который ежеквартально публикуется на сайте www. minfin.ru.
— «Д»: К каким видам страхования у Департамента страхового надзора больше всего претензий?
— К.П.: Очень много претензий к страховым организациям, осуществляющим добровольное медицинское страхование: нередко происходит подмена платных медицинских услуг страхованием. Искажается цель добровольного медстрахования — минимизировать стоимость врачебных услуг посредством заключения договора добровольного медицинского страхования и уменьшить расходы на обязательное медицинское страхование.
Известно много фактов недобросовестности страховщиков, которые выражаются в нарушении страхового законодательства при проведении добровольного страхования пассажиров наземного и воздушного транспорта от несчастного случая (нарушение принципа добровольности при заключении договора, прав страхователя как потребителя страховых услуг, в частности, невозможность приобрести проездной билет без страхового полиса); при страховании автотранспорта.
— «Д»: Но это Департамент реагирует на уже случившиеся события, а профилактикой вы занимаетесь?
— К.П.: Важнейшее направление деятельности Департамента страхового надзора Минфина РФ — подробный анализ отчетности страховщиков для оценки их финансовой устойчивости и платежеспособности. Иногда имеют место нарушения требований нормативных правовых актов, регулирующих страховую деятельность, что свидетельствует о недобросовестном отношении к государству в лице федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
Наиболее часто не обеспечивается нормативное соотношение между активами и страховыми обязательствами страховщиков, не соблюдаются требования установленных правил формирования и размещения страховых резервов и требования, предъявляемые к размеру уставного капитала, представляется недостоверная информация.
— «Д»: Страховщики друг на друга жалуются?
— К.П.: Жалуются, но очень специфично. В частности, в Департамент поступают жалобы от имени якобы «страхователей» с приложением страховых полисов. Департамент проводит расследование и устанавливает, что и обращения, и страховые полисы являются фальшивками, представленными конкурентами-страховщиками. Подобные «взаимоотношения» — пример недобросовестной конкуренции, они дискредитируют саму идею страхования. Хорошо, что такие эпизоды, скорее, исключение из правил.
— «Д»: К провинившимся страховщикам вы принимаете какие-то меры?
— К.П.: По выявляемым фактам нарушения к страховщикам принимаются меры, предусмотренные страховым законодательством, в частности, направление предписания, приостановление или отзыв лицензии. Происходит постепенное снижение количества предписаний с 1732 в 2000 г. до 920 в 2001 г. и 515 за 9 месяцев 2002 г. Также уменьшилось число приостановленных и отозванных лицензий — с 438 в 2000 г. до 38 в 2001 г. и 56 за 9 месяцев 2002 г.
Кроме того, проект нового закона об организации страхового дела в РФ предусматривает возможность наложения штрафов на руководителей страховых компаний при нарушении законодательства по страхованию.
— «Д»: Количество предписаний и отозванных лицензий имеет тенденцию к уменьшению. Страховые компании стали более законопослушны?
— К.П.: Да, страховщики теперь более дисциплинированны, в том числе в части своевременности и качества представления требуемой отчетности. Однако остается тревожный фактор: количество обращений страхователей не уменьшается. Несмотря на то, что направляемые страховщиками предписания в целом имеют тенденцию к снижению, в общей массе это не касается нарушений, связанных с недобросовестной конкуренцией. Кроме того, страховщики создают страховые организации с одинаковыми названиями, одними и теми же руководителями, одинаковым составом учредителей. Тем самым они вводят в заблуждение страхователей и государство относительно целей создания и рода деятельности своих компаний.
— «Д»: Российский страховой рынок существует уже более 10 лет. На Ваш взгляд, какие основные изменения произошли за этот период?
— К.П.: Страховая отрасль значительно капитализировалась: только в 2002 г. совокупный уставный капитал страховых компаний увеличился почти в 2 раза, до 43 млрд руб. С одной стороны, это позволяет страховщикам принимать на себя большие риски, с другой — увеличение уставного капитала повышает финансовую устойчивость страховой компании, гарантирует выполнение страховщиком своих обязательств. Значительно увеличился ассортимент страховых продуктов. В 2001-2002 гг. страховщики начали отказываться от краткосрочного страхования жизни, все больше развивая классические виды добровольного страхования. Обязательное страхование становится неотъемлемым атрибутом нашей жизни.
— «Д»: Что ожидает страховщиков и страхователей в текущем году?
— К.П.: В 2003 г. два основных вопроса будут наиболее актуальны для страхового сообщества — это реализация Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», который вступает в силу с 1 июля 2003 г., и возможное принятие законопроекта в виде изменений и дополнений в Закон «Об организации страхового дела в РФ».
Министерство финансов еще до нового года подготовило и представило в Правительство РФ методику расчета тарифов по обязательному страхованию «автогражданки»«, сами тарифы, правила страхования и некоторые другие проекты нормативных документов. При разработке были учтены как экономические, так и социальные факторы. Рост сбора премий за счет этого вида страхования хотя и увеличит общие показатели, скорее всего, не отразится на финансовых результатах компаний, т.к. данный вид страхования является одним из высокоубыточных.
Поправки в Закон «Об организации страхового дела в РФ» будут способствовать дальнейшей капитализации страховой отрасли и повышению устойчивости страховых компаний за счет разделения высокорисковых (имущественных) и накопительных видов страхования, что также положительно скажется на защите интересов страхователей.
— «Д»: И последний вопрос. Вы сами являетесь обладателем страхового полиса?
— К.П.: Конечно. Застрахованы моя жизнь и здоровье как государственного служащего. Также имеется страховой полис «Автокаско» и имущественного страхования квартиры. Какая компания обеспечивает страховую защиту? Пусть это останется самой большой тайной на страховом рынке.
Интервью подготовлено Денисом БРЫЗГАЛОВЫМ.
Вся пресса за 20 февраля 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Динамика рынка, Маркетинг, Тенденции, Лица, Общественное мнение
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
10 января 2025 г.
|
|
Российская газета, 10 января 2025 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 555-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»
|
|
Интерфакс, 10 января 2025 г.
В Думе предложили обязать страховщиков заранее сообщать о завершении договора ОСАГО
|
|
Башинформ, Уфа, 10 января 2025 г.
АПК Башкирии получил 240 млн рублей на поддержку агрострахования
|
|
zakon.kz, 10 января 2025 г.
Страховой рынок Казахстана улучшает показатели
|
|
Бел.Ru, Белгород, 10 января 2025 г.
Как белгородский бизнес, пострадавший при обстрелах, «борется» со страховщиками?
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
В январе-сентябре сборы страховщиков РФ по договорам ОСГОП увеличились на 22,6%
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн руб.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Лесные пожары в Лос-Анджелесе могут причинить экономический ущерб в более чем $52 млрд
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 10 января 2025 г.
По мотивам прошлогодних аварий: в Новосибирске суд решил взыскать страховое возмещение в пользу УК
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Сумма страховых убытков от природных катастроф в 2024 году оценивается в $140 млрд
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
ФАС определила параметры оценки размера финорганизаций для предварительного согласования сделок
|
|
Парламентская газета, 10 января 2025 г.
Депутат Нилов: Автомобилистов надо не штрафовать, а предупреждать
|
|
Frank Media, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн рублей
|
|
За рулем, 10 января 2025 г.
Автовладельцев заблаговременно проинформируют об окончании срока действия полиса
|
|
МК в Запорожье, 10 января 2025 г.
Жители Запорожья оформили свыше 9 тысяч договоров ОСАГО за зимние каникулы
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 10 января 2025 г.
Крупная страховая компания в США бросила своих клиентов на фоне пожаров в Калифронии
|
|
Рязанские новости, 10 января 2025 г.
ТФОМС требует от рязанской районной больницы более 3 млн рублей пеней
|
 Остальные материалы за 10 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|